Традиции и праздники Доминиканы

Доминиканская культура сложилась в результате соединения разных традиций. В ней различимы и индейские элементы, и испанское влияние, и африканские обычаи, и американский стиль жизни. Подобное смешение, характерное для всех карибских островов, породило общность креольской культуры, что исключительно важно для самосознания жителей островов.

Индейское наследие

Племя таино фактически прекратило существование через несколько десятилетий после завоевания острова испанцами. Тем не менее и в кухне, и в архитектуре, и в языке здесь сохранились индейские элементы. Хлеб casabe и сегодня пекут по традиционным рецептам таино, деревянные дома строят по образцу индейских хижин - с двухскатной крышей и верандой. И такие важные слова, как tabaco (табак), huracdn (ураган) или сапоа (каноэ) тоже пришли из языка таино.

Судьба индейцев

Таино жили в скромных хижинах на острове, названном ими Aiti. Мирные племена возделывали поля и ловили рыбу. Церемониальный характер носило курение табака и игра в мяч. Во главе племенного сообщества стояли кацики (вожди и старейшины) и жрецы.
6 декабря 1492 г. Христофор Колумб причалил к берегам острова. В праздник Рождества он основал на севере Ла-Навидад, первое испанское поселение в Новом Свете. Прибыв сюда снова в 1494 г., Колумб обнаружил, что оно разрушено, а все жители убиты или погибли от болезней.
Тогда Колумб в 100 км к востоку отсюда основал поселение Ла-Иса-бела (Изабелла). В поисках золота испанцы продвигались в глубь острова, а индейцев заставляли работать в шахтах. В 1503 г. установился новый порядок (Encomienda): каждый поселенец получал право на участок земли, а проживавших на земле индейцев следовало привлекать к работам. И индейцы начали погибать: от завезенных из Европы болезней, от руки жадных до золота конкистадоров, и от отчаяния тоже.

Энрикильо, национальный герой

И все-таки испанцам решались оказывать сопротивление некоторые кацики. Среди них выделяется кацик Гуарокуйя, воспитанный испанцами и получивший при крещении имя Энрикильо. 14 лет он вел ожесточенную борьбу с хозяевами-колонизаторами, и в 1533 г. ему удалось заключить первый мирный договор между Испанией и Америкой. Доминиканцы глубоко почитают Энрикильо как борца за свободу.

Влияние Старого Света

Значительно более глубоко сказываются в доминиканской культуре испанские традиции, определявшие жизнь страны в течение долгих столетий. Литература и изобразительное искусство долгое время подражали европейским стилевым направлениям. И лишь в середине XIX в. появились предпосылки для создания оригинальных произведений, связанных с собственной традицией и современностью.
За карибским modernismo (модернизм) конца XIX в. последовали более радикальные течения: postumismo (постумизм), сравнимый с европейским дадаизмом и ставивший под сомнение все прежнее искусство, или costumbrismo (костумбризм), по средствам выражения близкий импрессионизму, но принципиально отражавший лишь доминиканскую тематику. Впрочем, любые попытки самостоятельности - в том числе и в искусстве -вскоре остановлены американской оккупацией (1916-1924) и диктатурой Трухильо (1930-1961).

Современная культура и ее источники

Пережив период политической консолидации в 1960—1970-е гг., искусство стало вновь обращаться к своим африканским и индейским корням. Креольское культурное движение (criollismo) нашло особенно много приверженцев в Санто-Доминго.
В живописи чувствуется тенденция к соединению индейского символизма с африканской яркостью и экспрессией. В современной прозе со всей очевидностью прочитывается антиамериканский призыв, стремление сохранить культурную идентичность, не принося ее в жертву западному влиянию.
Роль женщины в мужском обществе, функция языка и его диалектов в попытках самоопределения, возрастающее влияние технического прогресса на человеческую жизнь, социальные конфликты между богатыми и бедными — все это становится темой для писателей и художников. В городах появляются культурные учреждения, открываются независимые театры, галереи и литературные общества. Креольская культура в ее стремлении к самовыражению обретает все более четкие контуры.

Праздники

Судя по числу официальных праздников, доминиканцы отдыхают и развлекаются не так уж часто. Но на самом деле для веселья не нужны государственные указы!
Большая часть населения отмечает католические праздники, в первую очередь - дни памяти святых покровителей города или поселка. Приверженцы культа Воду устраивают свои торжества параллельно. А кроме того, для всех, всех, всех праздником является карнавал!

Карнавал

На период карнавала в Доминикане попадает, как правило, национальный праздник 27 февраля - День независимости. Но уже за несколько дней до того на улицах городов и деревень отплясывают люди в масках и костюмах.
Порядок карнавального гулянья определяется достаточно строго, в соответствии с традициями, установленными испанскими поселенцами и испытавшими воздействие африканской культуры. Главную роль среди масок играют diablos (дьяволы), в каждом регионе наряженные и оснащенные по-разному, но всегда прикрытые страшной маской.
В Ла-Веге карнавальные костюмы и маски особенно дороги и сложны, а носят их только мужчины. В Санто-Доминго основные карнавальные гулянья происходят на набережной. В Сантьяго lechones (те же черти, только вооруженные надутым мочевым пузырем свиньи) отвоевали себе кварталы Ла-Хойя и Лос-Пепинес. В Монте-Кристи toros (ряженые в костюмах быков) развлекаются тем, что нападают на безмятежных зрителей их игрищ. Африканские мотивы особенно явно чувствуются в городке Сан-Педро-де-Макорис: gouloyas без устали пляшут на улицах под боевую музыку, что символизирует восстание рабов против хозяев.

Петушиные бои

В деревнях очень часто встречаются люди, все свободное время готовые посвятить любимому занятию - боям петухов. И в любой деревне имеется Club Gallistico, объединяющий фанатов этого развлечения. Бои происходят на круглой арене (gallera).